Требования к арбитражному управляющему

trebovaniy k arbitragnomy ypravlyushemyПрофессия арбитражного управляющего является как никогда актуальной не только в России, но и во многих странах всего мира. Всегда востребованными являются специалисты, которые хорошо разбираются в законодательстве и могут верно истолковать букву закона в ситуациях, связанных с банкротством предприятия и частных лиц.

За исправное исполнение своих обязанностей специалисты данной области получают огромное вознаграждение. Чтобы достичь таких высот, необходимо получить соответствующее юридическое образование, пройти специальные экзамены и соблюсти процедуру, продиктованную современным законодательством.

В конституции установлены жесткие правила, следовать которым способен не каждый. Такие меры направлены с целью улучшения качества обслуживания, а также максимально быстрого удовлетворения требований кредиторов и финансовых работников.

Во время банкротства предприятия важно, чтобы за всей процедурой оформления следил опытный человек. Все решения взвешенно должен принять арбитражный менеджер. В его руках находится все имущество, его опись, а также своевременное разделения между правообладателями. В этой статье попытаемся разобраться в том, что собой представляет данная специальность. Обратим внимание на особенности и порядок действий в тех или иных ситуациях.

Какого специалиста можно назвать арбитражным менеджером?

bankrotim ypravlenieПроцедура официального оформления банкротства не может обойтись без присутствия арбитражного управляющего. Это относится как к деятельности юридических, так и физических лиц. От деятельности данного профессионала зависит конечный результат для кредитора и лица, которое обанкротилось.

Каждая сторона рассчитывает на то, что специалист будет благосклонен именно к нему. Нанимателем может выступать как должник, так и кредитор. Данный фактор зависит от того, кто выступает в роли заявителя.

На определенном этапе деятельности арбитражный управляющий должен выполнять следующие обязанности:

  • выступает в роли временного менеджера предприятия в процессе наблюдения его деятельности;
  • в качестве внешнего руководителя занимает одну из внешних руководящих должностей;
  • на промышленных фирмах является конкурсным менеджером;
  • при объявлении банкротом одного из гражданских лиц становится его финансовым представителем при ведении официальных дел.

Основным предназначением данного специалиста является направление и наблюдение за процедурой банкротства юридического или физического лица. Этот профессионал принимает на себя финансовые обязанности с целью улучшения ситуации и выведения ее из кризисной. Его главным инструментом являются антикризисные меры, которые он активно применяет на практике.

Специалист обязан входить в членский состав организации арбитражных управляющих, которые самостоятельно себя организовывают. Согласно действующему законодательству их предприятие должно отвечать всем предъявленным требованиям, а также не входить в список перечисленных ограничений.

Назначать арбитражного менеджера на должность имеет право арбитражный суд в том случае, если кредитор или обанкротившееся лицо обратились в официальные представительства для решения проблемы.

Ключевым условием для работы сотрудника является гражданство. Также важно членство в одной из арбитражных организаций. Это связано с тем, что работник несет ответственность за свою деятельность.

Это требование не является единственным. Также важен определенный багаж знаний. Специалист обязан разбираться в финансовой деятельности и управлении средствами в ситуациях кризиса.

Он обязан взять на себя ведение дел, связанных с банкротством, обеспечить регистрацию и консультировать клиентов по всем вопросам. Он должен обладать обширным кругозором для компетентного исполнения своих обязанностей во время сотрудничества с предприятием, признавшим себя банкротом.

Обязанности работника

У сотрудника достаточно много обязанностей на предприятии. Каждое из действий требует внимания, определенного уровня знания и умений. Специалист должен:

  1. Исправно вести все дела, которые связаны с банкротством юридических или физических лиц. Этот достаточно сложная проблема, требующая всестороннего внимания и огромного багажа знаний. Необходимо знать и другие сферы деятельности, которые могут быть затронуты в процессе.
  2. Тщательная подготовка всех документов, которая требует изучения нормативных актов и форм отчетности. Это достаточно сложная задача, так как нелегко признать какое-либо лицо банкротом. Данный вопрос требует особого внимания. Арбитражный специалист обязан изучить данную сторону деятельности, чтобы не допустить ошибок, из-за которых он потеряет должность.
  3. Процесс подготовки также полностью лежит на плечах специалиста. Он должен научиться беседовать с клиентом, легко и понятно объяснять основные моменты и нюансы вопроса.
  4. Проведение полного, всестороннего анализа деятельности организации, начиная с финансовой сферы и заканчивая правовой. Составление характеристики деятельности предприятия, его проблем и возможных способов решения проблемы в сложившейся ситуации.

Для эффективного управления деятельностью предприятия в условиях банкротства очень важно обладать рядом качеств, которые несвойственны большей части менеджеров. Только специалист, обладающий огромным опытом и крепкими знаниями может предоставить качественные услуги нанимателю.

Основные требования к арбитражному управляющему

К арбитражному управляющему выдвигается целый ряд требований. Их можно разделить на несколько категорий. Они бывают основными и дополнительными. Главные из них:

  1. Официальное гражданство страны. Без соблюдения данного критерия получение должности совершенно невозможно даже при наличии образования.
  2. Высшее образование. В законодательстве не конкретизируется направленность получения образования. Главное – наличие знаний и квалификации.
  3. Подтверждение теоретических знаний. Для получения должности необходимо успешно сдать экзамен. Вопросы утверждаются в министерстве. Подготовка возможно, как по основной специальности, так и дополнительной. Этот вопрос лучше заранее уточнить в своем учебном заведении. Специальность должна называться «Антикризисное управление». Получить необходимые навыки и знания можно самостоятельно в домашних условиях.
  4. Прохождение стажировки. К этому этапу допускают только тех, кто смог успешно защитить теоретические знания. Время прохождения зависит от того, что выполняет человек.
  5. Те, кто ранее занимал руководящие должности, могут пройти стажировку в течение шести месяцев. В законодательстве есть описание должностей, которые относятся к данному типу.

К ним можно отнести:

  • главу предприятия или его заместителя;
  • служащих в государственных учреждениях;
  • состоящих в общественных управленческих организациях;
  • арбитражные менеджеры, которые осуществляют деятельность в компании должника.

Те, кто имел опыт работы на руководящей должности, должны проходить стажировку сроком до одного года. Для помощников он увеличивается до двух лет. Данный список не расширяется, поэтому для других должностей действуют общие правила.

  1. Чистые биографические данные. Кандидат должен быть чистым перед законом, без судимостей или задолженностей. Для этого необходимо обратиться в министерство, чтобы получить соответствующую справку. Чтобы получить справку об отсутствии задолженностей, необходимо обратиться в налоговую службу. Если есть какие-либо нарушения, то получить желаемую должность не получится.
  2. Страхование деятельности. Этот пункт является обязательным. Стоимость вопроса составляет три миллиона рублей, которые необходимо оплачивать каждый год. Такая высокая цена объясняется тем, что возможные ошибки в проведении анализа и деятельности могут привести к большим убыткам других участников процесса. Составление страхового договора охраняет всех участников от банкротства. Начисленные средства позволяет покрыть возможные убытки. Если сумма не уплачена, то теряется членство в организации.
  3. Внесение членских взносов. Если данная сумма не будет уплачена, то теряется место в организации арбитражных управляющих.

Дополнительные критерии отбора специалистов

Дополнительные условия устанавливаются в индивидуальном порядке. Следует выделить некоторые из них:

  1. Образование определенного профиля. При прохождении проверки может потребоваться предоставить диплом юридической или финансовой направленностей. Также может пригодится диплом в той сфере деятельности, в которой работает нанимающая компания.
  2. Опыт управленческой работы в определенном бизнесе.
  3. Список дел, в которых принимал участие специалист.

Стоит обратить внимание на тот факт, что, если одно из перечисленных выше правил будет нарушено, то есть риск потерять должность. Например, если по какой-то причине вовремя был не уплачен страховой или членский взнос. Исправить сложившуюся ситуацию можно в течение одного месяца.

Что нужно, чтобы стать членом СРО арбитражных управляющих?

Чтобы примкнуть к саморегулируемой организации арбитражных менеджеров, необходимо проверить, соответствуете ли вы перечисленным критериям:

  • паспорт, подтверждающий гражданство страны;
  • диплом, свидетельствующий о получении высшего образования;
  • сертификат о специальном обучении на должность;
  • прохождение стажировки в течение одного или двух лет, что зависит от наработанного ранее стажа;
  • успешная сдача теоретической части;
  • чистая трудовая история и отсутствие судимостей;
  • отсутствие нарушение закона в прошлом.

Если перечисленные требования соблюдены, можно попробовать подать заявление на участие в деятельности СРО. Все документы рассматриваются до тридцати календарных рабочих дней. Если кандидатура утверждена, то специалиста добавляют в членский реестр сотрудников.

Человек, состоящий в организации, имеет право принимать участие в процедуре оформления банкротства. В документах судья отметит все сведения об управляющем. Также может потребоваться оформить допуск к государственной тайне в том случае, если он имеется у компании.

Порядок действий арбитражного управляющего

Чтобы стать арбитражным менеджером, необходимо выполнить:

  • проверить наличие ограничений, которые могут препятствовать получению должности управляющего;
  • пройти обучение по специальной программе;
  • сдать экзамены, подтверждающие наличие определенных знаний у кандидата;
  • подать заявление на предприятие, на котором будет проходиться стажировка;
  • вступить в саморегулируемую организацию и оплатить членский взнос;
  • внести зафиксированную в законодательстве страховую сумму.

Категории лицензирования деятельности

Они существуют достаточно долгое время и подразделяется на несколько ключевых категорий. Для первой выделяются минимальные полномочия. Для самой высокой возможно участие в делах о банкротстве любой юридической и финансовой сложности.

У специалиста обязательно должно быть в наличии:

  • договор, в котором подтверждается факт оплаты страхового взноса ответственности;
  • свидетельство об уплате членского взноса;
  • документ, который подтверждает соответствие всем требованиям организации.

Современные требования к конкурсному управляющему

Современное законодательство не требует наличие лицензии. Вместо этого требуется следующее:

  • членство в любой из организаций, регулирующих деятельность арбитражных управляющих;
  • опыт в ведении дел, связанных с банкротством.

Что является неприемлемым для арбитражного управляющего при исполнении?

В законодательстве выделены основные пункты, которые препятствуют успешному получению данной должности. Ниже перечислены основные из них:

  • заинтересованность в помощи одной из сторон, что может препятствовать объективной оценке ситуации со стороны;
  • подтвержденное судебное постановление, в котором зафиксирован факт причастия к незаконной деятельности, а также причинению ущерба участникам процесса;
  • факт ведения деятельности о банкротстве по отношению к самому менеджеру;
  • отстранение работника от возможности совершения арбитражной деятельности по постановлению суда;
  • отсутствие договора об уплате страхового взноса на случай провала операции;
  • отсутствие доступа к государственной тайне, если она необходима для ведения дела;
  • лишение лицензии на осуществление арбитражной деятельности.

Критерии качества работы на должности

Чтобы назначить сотрудника на выполнение какого-либо заказа, необходимо соответствие определенным требованиям:

  • оформление разрешения о знании государственной тайны, если подобной владеет организация, выступающая в роли заказчика;
  • отсутствие у сотрудника личного интереса к делу, беспристрастность к каждой из сторон;
  • отсутствие активных долгов, а также долговых обязательств в прошлом и делах, которые велись ранее;
  • договор страховки, у которого не истек срок годности;
  • отсутствие факта отстранения от ведения процедуры;
  • выполнение обязанностей в соответствии со всеми правилами.

Порядок назначения арбитражного управляющего на дело, связанное с объявлением банкротства

Для этого необходимо следовать следующей процедуре:

  1. Подача заявления о факте банкротства. Указание название организации или специалиста, которое будет заниматься ведением дела.
  2. Направление судебного запроса для проведения проверки соответствия кандидатуры всем заявленным требованиям.
  3. В течение девяти дней СРО должна предоставить все необходимые сведения.
  4. Судья назначает управляющего на должность.

Если на должность претендует несколько сотрудников, спор решается следующим образом:

  • так как заявления фиксируются по дате, первым будет принят тот, кто раньше подал документы и прошел по всем параметрам;
  • суд выбирает того кандидата, за которого было отдано большинство голосов кредиторов.

Подготовка к деятельности арбитражного управляющего

Все действия управляющего должны быть профессиональными и компетентными. Необходимо точно знать все законодательные нормы и разбираться во многих финансовых вопросах. Поэтому подготовке специалистов уделяется много времени и внимания. Программу утверждают в министерстве, и она соответствует всем мировым стандартам.

При подготовке следует учесть такие особенности:

  • обучение в течение нескольких месяцев;
  • стоимость;
  • подготовка указанных документов.

Ключевой целью обучения является изучение законодательных актов и применение их на практике.

Для всех соблюдается один порядок. Необходимо сдать экзамен. Тем, кто успешно его прошел, выдается сертификат, подтверждающий квалификацию. Есть возможность повторного прохождения экзамена.

Особенности ведения дел во время стажировки

ypravljayshiy babkrotstvoНа стажировку отводится шесть месяцев в том случае, если кандидат ранее занимал руководящую должность. В противном случае срок составляет два года. После этого можно попробовать себя на должности арбитражного менеджера.

После подачи и принятия заявления составляется план дальнейших действий. Если кандидат передумал, он должен известить организацию заранее. При успешном окончании стажировки ученик составляет отчет.

Руководитель практики изучает полученный документ, составляет рекомендации и ставит заключительную оценку. При возникновении разногласий дело рассматривают в СРО.

Вступление в СРО арбитражных управляющих

После подачи заявления его могут рассматривать в течении тридцати шести дней. Решение принимается только после получения всех документов. При принятии нового члена его имя заносят в реестр управляющих.

Страховые выплаты

Внесение страхового взноса – это гарантия восполнения ущерба в случае ошибки при ведении дела. Необходимо заплатить три миллиона рублей за год.

Выводы

Арбитражные управляющие при правильном исполнении обязанностей получают хорошие деньги, поэтому все членские и страховые взносы со временем окупятся. В законодательстве предусматриваются жесткие условия для отбора специалистов. Необходимо обязательно пройти обучение и стажировку, чтобы стать профессионалом.