Предстоит банкротство, что делать?

partners bankrotСогласно нормам и правилам законодательства РФ по ФЗ от 26.10.2002 No 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» процедура банкротства представляет собой признание арбитражным судом невозможность определенного должника рассчитаться по имеющимся долгам. Для того, чтобы судебные инстанции признали физлицо или юрлицо банкротом, потребуется соблюдение определенных условий, одними из них являются:

  • Для юрлиц денежная задолженность должна составлять от 300 тысяч российских рублей. При всем этом, просрочка по выплатам долговых обязательств должна быть больше 3-х месяцев.
  • Для физлиц денежная задолженность должна быть больше 500 тысяч российских рублей с просрочкой выплат более 3-х месяцев.

Когда в судебные органы России обращаются с письменно составленным заявление о том, чтобы признать физлицо или же организацию банкротом, начинается сама процедура несостоятельности, которая представляет собой определенный комплекс мероприятий и действий, направленных на возвращение денежных средств законным кредиторам. В данной процедуре может принимать непосредственное участие большое число сторон, одними из них являются:

  1. Должник, то есть физлицо или же юрлицо, который неспособен осуществить расчет по имеющимся денежным задолженностям.
  2. Кредиторы, то есть лица, которым должник должен определенные суммы финансовых средств. К примеру, если должник должен вам финансовые средства, тогда вы считаетесь кредитором.
  3. Уполномоченные органы. Кроме долгов перед кредитными организациями или же коммерческими банками, а также партнерами, у должника могут иметься и другие задолженности перед госорганами. Как правило, это налоговая служба ФНС. В некоторых случаях могут принимать участие органы исполнительной власти.
  4. Арбитражный управляющий, который является незаинтересованной стороной. Этот специалист имеет специальное образование, а также требуемый опыт и стаж работы в области осуществления процедуры банкротства в России. Он назначается судом и является арбитражным управляющим для выполнения процедуры несостоятельности.
  5. Реестр требований кредиторов представляет собой документ, который содержит информационные данные, касающиеся кредиторов должника. Все официальные записи в этом документе делаются на базе принятого судом решения о внесении требований в РТК или же выполнении различных правок.
  6. Собрание кредиторов представляет собой орган, который представляет законные интересы всех кредиторов. Участники собрания — это законные кредиторы и уполномоченный орган. Их требования имеются в реестре.
  7. Конкурсные кредиторы — это физлица или юрлица у которых появились определенные требования до того момента, как должник был официально признан несостоятельным.
  8. Текущие кредиторы — это физлица или юрлица у которых появились законные требования к должнику, после того, как он официально был признан банкротом по решению судебных органов РФ.
  9. Конкурсная масса представляет собой имущество должника, которое у него было до того времени, как он был признан несостоятельным. Первоначально к конкурсной массе относятся финансовые средства, а также законное имущество должника, права требования и так далее.

spasti bankrotaПроцедура банкротства представляет собой комплекс мероприятий и действий, которые начнутся после того, как суд признает организацию несостоятельной и окажут необходимую помощь всем кредиторам вернуть собственные денежные средства. Всего можно выделить 5 основных процедур. Банкротство — это очень сложная юридическая процедура, регламентируемая нормативными актами из различных отраслей права. Компетентный юрист должен обладать глубокими знаниями материального, арбитражного и процессуального права, быть в курсе самых последних судебных разбирательств, хорошо разбираться в процессуальной и правоприменительной практике. Наша юридическая компания предлагает широкий спектр услуг: от сопровождения в процедуре банкротства до юридического представительства любых участников банкротственных правоотношений-должников, кредиторов, а также граждан, подпадающих под действие закона о несостоятельности физлиц. Специалисты правоприменительной практики имеют огромный опыт в делах, связанных с неплатежеспособностью (банкротством) московских и региональных компаний, ответственностью должников и управляющих. Мы консультируем наших клиентов, руководителей высшего звена, по вопросам целесообразности и различных особенностей выполнения процедур банкротства, оказываем содействие в реструктуризации задолженности, восстановлении бизнеса, а также оспаривании или сохранении сделок в рамках законных процедур банкротства. Сотрудничество строится на принципах индивидуализированного подхода к целям клиента, что приводит к формированию уникальных стратегий управления проектами в каждом случае.

Принудительное исполнение юридических услуг, банкротство

Должнику

Владельцы бизнеса могут столкнуться с ситуациями, когда встречные стороны предъявляют требования (не всегда обоснованные или добросовестные), и количество таких требований растет, что требует принятия решения о способах сохранения их имущества и избежания субсидиарной ответственности. Для этих целей проводятся конкурсные процедуры, от их качества зависит успех всего проекта. Юристы полностью разбираются в текущей ситуации организации для последующей оценки возможных перспектив инициирования процедуры банкротства с целью списания или реструктуризации долгов, выявления возможных финансовых, имущественных и репутационных рисков и оказания комплексной юридической поддержки. Мы консультируем высшее руководство и собственников компаний по вопросам реструктуризации задолженности и реорганизации бизнеса, оспаривания или сохранения сделок в рамках процедуры банкротства.

Кредитору

Принудительное исполнение представляет интересы кредиторов как в суде, так и на собраниях кредиторов. Мы поможем вам инициировать законную процедуру банкротства, добиться включения в реестр кредиторов, обеспечить пополнение или же сохранение конкурсных активов, в том числе путем оспаривания незаконных сделок должника. При необходимости мы будем взимать плату с получателей и контролирующих лиц должников (генеральный директор, руководитель и др.) с субсидиарной ответственностью. Юристы компании оказывают полное административно-правовое сопровождение деятельности компаний и защищают интересы кредиторов в процедурах банкротства, в том числе с учетом административного и уголовного законодательства. Обращаясь к нм, вы сможете быть полностью уверены в том, что мы сделаем все, чтобы процедура банкротства завершилась оптимальным для вас образом с минимальными потерями, как времени, так и финансовых средств.

Какие особенности у процедуры банкротства в России

banktor kosrasБанкротство физических лиц — это достаточно новая процедура в гражданском праве России, призванная защитить права и законные интересы хозяйствующих субъектов и направленная, как на удовлетворение требований кредиторов, так и на удовлетворение интересов должника. Повышение эффективности процедур банкротства физических лиц требует специального правового регулирования и связанных с этим изменений в образовательных программах, чтобы будущие специалисты могли самостоятельно принимать решения о развитии предприятий-банкротов. Банкротство физических лиц в России регулируется Федеральным законом (О несостоятельности (банкротстве)), при применении которого возникают проблемы и разнообразные сложности, требующие поиска решения, в том числе на основе использования зарубежной практики банкротства граждан.

Современные ученые и специалисты уделяют достаточно внимания вопросам проведения процедур банкротства юридических лиц. В большинстве случаев международное научное сообщество рассматривает проблемы, связанные с практикой взыскания необеспеченной задолженности и правами необеспеченного кредитора в порядке взыскания задолженности и отсутствия залогового обеспечения. Актуальной темой исследования является ипотека в рамках макроэкономики, социальной и миграционной политики, методология процесса банкротства, в том числе необоснованного банкротства, изучается эффективность законодательства и его актуальность для современной ситуации с физическим банкротством. В том числе по вопросам долгового финансирования, а также общие вопросы банкротства юридических лиц, процедуры признания и взыскания денежных средств.

В последние несколько лет специалисты неоднократно поднимали вопрос регулирования банкротства физических лиц. Так, в первую очередь исследователи проводят анализ правовой документации и исследования, посвященные процедурам признания гражданина-должника банкротом. Банкротство — это законодательно установленная процедура, проводимая в отношении имущества должников для расчетов с кредиторами. Это путь для хозяйствующих субъектов с плохими бизнес-результатами к дальнейшей экономической деятельности. Регулируя процедуру банкротства, законодатель указывает на важность защиты кредиторов и лиц, признанных банкротами, до и во время процедуры банкротства.

Но в настоящее время, принцип регулирования банкротства физических лиц постоянно меняется вместе с увеличением количества дел о банкротстве физических лиц, что требует как детального экономического, так и правового изучения. Специалисты предлагают применять решения в отношении отдельных лиц индивидуально, так как данная процедура имеет свои особенности и в большей степени зависит от экономической составляющей, которая при более жестком соблюдении норм права может привести к негативным последствиям для общества. А что касается всех исследований, то здесь важно исследовать международный опыт регулирования банкротства физических лиц, в частности Соединенные Штаты Америки. Вариативность политических ценностных обязательств находит свое отражение во многих глубоких трансформациях режимов банкротства в правовой эволюции большинства национальных юрисдикций. Эволюция законодательства о банкротстве доказывает своим чередованием идеологических изменений глубокое политическое измерение регулирования банкротства. Данная проблема регулирования банкротства физических лиц в настоящее время порождает большое количество вопросов и недостаточно изучена и проработана. Создание правовой базы без пробелов и условий для функционирования механизма признания физических лиц банкротами представляют собой важнейшие перспективы развития института несостоятельности. Чтобы осуществить процедуру банкротства в РФ согласно нормам и правилам законодательства физлицам и юрлицам требуется квалифицированная помощь опытных юристов, которые имеют необходимую информацию и опыт работы в данном направлении. Этот вопрос очень важен и его следует понимать перед тем, как начинать процедуру несостоятельности в России.

Особенности российского законодательства касающегося банкротства

topchik bankrotsttvoСистема российского законодательства имеет решающее значение для совершенствования правовой политики, влияющей на правовую жизнь, а также формирования правомерного поведения как ценности общественных отношений в банковской сфере и безусловного приоритета принципа законности, проявляющегося в системе принципов финансового права. Тем не менее актуальность поставленной проблемы обусловлена рядом макроэкономических факторов. Прежде всего, эксперты отмечают, что в России в 2008-2010 годах произошел экономический кризис, который был частью глобального кризиса, затем в 2014-2015 годах произошло резкое снижение обменного курса российского рубля относительно иностранной валюты, связанное со снижением мировых цен на нефть и экономическими санкциями, введенными в отношении России в связи с обострением международных отношений и политической ситуацией на Украине.

Указанные экономические кризисы привели к снижению реальных доходов населения, росту безработицы, что в сочетании с относительно высокими ставками кредитования коммерческих банков привело к росту кредитной задолженности населения. Зачастую процедура банкротства для должника является единственным способом избавиться от чрезмерной кредитной нагрузки и «прожить совершенно новую жизнь». Проведение процедуры банкротства для кредитора является единственным законным способом вернуть свои средства или хотя бы их часть. Аналитики отмечают, что в ряде регионов России наблюдается обострение ситуации с розничными кредитами, растет задолженность населения, что может привести к массовому отказу граждан от выполнения кредитных обязательств. Такая ситуация может привести к системному финансовому кризису. В связи с этим вопросы совершенствования правового регулирования банкротства физических лиц с учетом мирового опыта проведения процедур банкротства приобретают особую актуальность в России.

Методология процедуры банкротства

Методологической основой является совокупность методов и приемов научного исследования, в том числе теоретических методов анализа процессов и явлений. В частности, для проведения исследований потенциала банкротства физических лиц был использован метод статистического анализа публичной информации, методы несопоставимости и несогласованности с ситуацией за рубежом. Для изучения опыта зарубежных стран были использованы методы правового анализа документов, контент-анализа информации, системного анализа. В процессе оценки возможности использования опыта зарубежных стран для применения в правоприменительной практике России были использованы методы прогнозирования потенциального развития ситуации и изучения социально-экономических последствий, в том числе негативных.

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, граждане, у которых накопилась задолженность перед кредиторами в размере 500 тысяч российских рублей и имеется просроченная задолженность в размере 90 дней, могут признать себя банкротами. В частности, это может быть растущая непогашенная основная сумма, которую должник не может погасить вовремя, или потеря работы, из-за чего не сможет рассчитаться с кредиторами. Арбитражный суд не будет включать требования кредиторов в реестр требований о банкротстве должника до завершения судебного разбирательства в отношении предполагаемой недействительности сделки по реструктуризации (или ее части). Таким образом, такой кредитор будет лишен возможности осуществлять свои права конкурсного кредитора в соответствии с законом О банкротстве. Все активы, которые были возвращены заемщику в результате успешно оспоренной сделки, становятся частью конкурсной массы заемщика. Требования кредиторов по подозрительной сделке или упомянутой выше преференциальной сделке, которые были признаны недействительными в соответствии с законом О банкротстве, удовлетворяются в последнюю очередь после урегулирования требований кредиторов третьей очереди. Что касается требований кредиторов по упомянутой выше успешно оспоренной преференциальной сделке, то такие требования удовлетворяются в соответствии с общим порядком, установленным законом О банкротстве.

Поэтому каждая сделка по реструктуризации должна быть тщательно рассмотрена соответствующими кредиторами, которые должны оценить воздействие реструктуризации на имущественные права заемщика и других кредиторов и определить, подпадает ли заемщик под критерии финансовой несостоятельности или недостаточности активов в обозримом будущем. Принудительная реализация кредитор, обладающий обеспечением, может решить, что он предпочел бы добиваться принудительной реализации этого обеспечения, а не проводить реструктуризацию, когда долгосрочный результат может быть более непредсказуемым, чем получение поступлений от принудительной реализации в настоящее время.

udachnoe bankrotstvoАнализ результатов кредитной деятельности регионов в 2017 году, опубликованных Объединенным кредитным бюро (ОКБ) 20 февраля 2018 года (итоги кредитования регионов, 2017), показал, что в 2017 году было выдано 34,82 млн кредитов, общий объем выданных кредитов составил более 5,68 трлн рублей. По сравнению с 2016 годом рост количества выданных кредитов составил 12%, а кредитование выросло на 37%. В 2017 году наблюдается увеличение количества ипотечных кредитов (+30%) при росте кредитования (+42%). Средний размер нового ипотечного кредита увеличился на 9% и составил 1,87 млн рублей. Анализ результатов автокредитования также свидетельствует об увеличении количества выданных кредитов (+25%), при этом рост кредитования увеличился на 36%. Темпы роста среднего размера нового автокредита аналогичны темпам роста ипотечного кредита (+9%), который составил 764 тыс. руб.

Таким образом, популярность кредитных услуг становится очевидной у населения, и по мере увеличения объемов кредитования по всем видам кредитов соответственно увеличивается и сумма кредитной задолженности населения в целом, что приводит к увеличению числа потенциальных банкротов. Несмотря на то, что идея применения механизма банкротства не только юридических, но и физических лиц давно известна, в России до сих пор нет стабильной практики в решении вопросов данной категории дел, поскольку процедуры банкротства физических лиц в России проводятся только с 1 октября 2015 года.

По данным аналитиков UCB и проекта «Федресурс», к концу 2019 года потенциальными банкротами в России стали более 600 тыс. россиян или около 1,4% от общего числа заемщиков. При этом средний долг по каждому из них составил 1,77 млн рублей.

В 2019 году процедуру банкротства начали 29,9 тыс. граждан, что составляет 4,3% от общего числа потенциальных банкротов. В абсолютном выражении Москва лидирует по числу банкротов-почти 123 тыс. человек, Санкт-Петербург и область-около 42 тыс. человек, Краснодарский край-29 тыс. человек, Свердловская область-24 тыс. человек, Башкортостан-22 тыс. человек. Российские суды в 2019 году приняли более 28 тысяч решений о признании граждан и индивидуальных предпринимателей банкротами, что в 1,5 раза больше, чем в 2018 году. Наибольшее количество решений было принято в IV квартале 2019 года, что на 34% больше, чем в IV квартале 2017 года. Отмечается, что граждане в 2019 году становились банкротами в два раза чаще, чем компании. С момента вступления в силу закона о банкротстве физических лиц неплатежеспособными были признаны более 50 тысяч граждан. Это около 8% потенциальных банкротств, число которых, по данным Объединенного Кредитного Бюро, составляет 660 тыс. человек. Количество реабилитационных процедур (реструктуризация долгов и принятие решений об утверждении плана реструктуризации) за 2019 год увеличилось на 3% по сравнению с 2017 годом и составило 8213 или 22% от всех процедур.

Приведенные данные свидетельствуют о том, что продолжительность процедуры банкротства для граждан зачастую превышает установленные законом сроки. Например, продолжительность процедуры банкротства для физических лиц при процедуре продажи имущества составляет в среднем 239 дней или около 8 месяцев, а для индивидуальных предпринимателей этот срок увеличивается до 373 дней и более. Следует отметить, что в 2019 году, по сравнению с 2018 годом, среднее время проведения процедур банкротства увеличилось (для физических лиц на 25%, а для индивидуальных предпринимателей на 48%).

Учитывая, что процедура банкротства физических лиц направлена не только на законное освобождение должника от долгового бремени, но и в целях погашения требований кредиторов, приведены данные УФРБИ о составе граждан-должников по наличию имущества. В основном кредиторы не получают в конце процедуры банкротства погашение задолженности (77% в 2018 году и 68% в 2019 году). Такое положение дел обусловлено тем, что подавляющее большинство должников — это приблизительно 75% по результатам инвентаризации не выявляют никакого имущества, которое может быть продано с аукциона в ходе процесса банкротства. То есть складывается ситуация, когда должник объявляется банкротом, все долги списываются, а кредитор остается ни с чем.

Анализ данных, показал, что доля удовлетворенных требований кредиторов более чем на 80% была удовлетворена в 2018 году только в 1,6% случаев банкротства, в 2019 году — в 1,9% случаев. Кроме того, приведенные выше данные свидетельствуют о том, что требования кредиторов в размере более 20% удовлетворяются менее чем в 10% случаев. Так в 2018 году этот показатель составил 3,2% от всех случаев банкротства граждан, в 2019 году произошло увеличение этой категории дел, а требования кредиторов более чем на 20% были удовлетворены в 6,1% от всех случаев банкротства граждан.

Что делать при банкротстве?

Такое положение дел свидетельствует о том, что банкротство физических лиц в России фактически выступает как юридическое облегчение долгового бремени. С одной стороны, механизм банкротства физических лиц можно рассматривать как элемент социальной политики государства, поскольку применение закона о банкротстве позволяет добросовестным гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию по объективным причинам и не сумевшим преодолеть препятствия к восстановлению своей платежеспособности самостоятельно и отстаиванию своих прав.

С другой стороны, Закон о банкротстве физических лиц не предполагает и не должен предполагать процедуру банкротства как бюрократический механизм подтверждения отсутствия имущества и невозможности погасить долги. А в нынешних условиях в России, к сожалению, как раз такая ситуация и наблюдается. Решение этих проблем может быть основано, в том числе, и на использовании зарубежного опыта. В экономически развитых странах процедуры банкротства потребителей продолжаются уже достаточно давно. Таким образом, характеризуя специфику рассмотрения дел о банкротстве в России и США и проводя их сравнительный анализ, предполагает, что использование зарубежного опыта в решении рассматриваемой проблемы может существенно улучшить правоприменительную практику в России. В мировой практике регулирование процедур банкротства основывается на том, что банкротство гражданина рассматривается как благо для добросовестного гражданина. То есть добросовестный гражданин получает возможность избавиться от долгов и расплатиться своим имуществом с кредиторами.

uristka bankrotstvoХод процедуры зависит от того, кто подал заявление. Если заявление подается кредиторами, а не должником, то в этом случае не применяются предписания о внесудебном или судебном соглашении (пункт 3 стат. 306 ГК РФ). Если заявление в суд подается одним должником или должником вместе с кредиторами, то против ускоренного производства выступает взаимное решение проблем несостоятельного должника и его. Исходя из положений законодательства, нет достаточных доказательств банкротства, чтобы обратиться в суд с соответствующим заявлением к должнику. Должник обязан принять меры по досудебному урегулированию спора. В то же время эта обязанность не является формальной. Должник должен предпринять реальные шаги для урегулирования спора. Если попытка урегулировать долги не увенчалась успехом, то должник вправе обратиться в суд с заявлением о введении процедуры неплатежеспособности должника в отношении его имущества.

В заявлении должник должен разъяснить, почему внесудебное мировое соглашение не было достигнуто в соответствии с предложением. Отличительной особенностью европейского законодательства о банкротстве является то, что после завершения процедуры банкротства кредиторы могут предъявлять свои требования к должнику, которые не были удовлетворены в ходе процедуры банкротства. Впоследствии вместо права на неограниченное взыскание оставшейся задолженности европейский законодатель предпочел обеспечить интересы гражданского оборота в целом, введя возможность нового старта для должника по образцу американского законодательства. В США проблема не возврата потребительских кредитов приобрела большие масштабы. В целях предупреждения злоупотреблений в отношении отдельных категорий должников 16 октября 2005 года был принят закон О предупреждении злоупотреблений при банкротстве и защите прав потребителей. В США право на банкротство является одним из конституционных прав, поскольку оно направлено на защиту экономических интересов граждан как слабой стороны в отношениях с юридическими лицами и государством.

Механизм банкротства в США хорошо налажен и широко используется. Процедура банкротства физических лиц в данном случае ориентирована конкретно на должника. Гражданину, находящемуся в сложной финансовой ситуации, предлагаются альтернативные варианты избавления от долгов. Во-первых, это процедура банкротства, при которой должник передает кредитору часть имеющегося имущества, что позволяет удовлетворить требования кредиторов и сохранить будущие доходы. Во-вторых, он разрабатывает план управления долгом. При этом должник сохраняет свое имущество, но теряет часть своих будущих доходов. Следует также отметить, что в США также есть специализированные суды, занимающиеся делами о банкротстве. Возможно, учитывая количество потенциальных банкротов в России, в будущем и в нашей стране будет целесообразно рассмотреть возможность создания таких судов.

Вывод

upa bankrotВ России с момента вступления в силу закона о банкротстве физических лиц сложилась определенная практика. Результаты говорят, что в ближайшие годы назрела необходимость пересмотра законодательства о банкротстве физических лиц. Есть ситуация, в которой имеется мнение, что законодателю нужно дальше ужесточать последствия банкротства для гражданина. Однако здесь необходим дифференцированный подход. С одной стороны, следует рассмотреть возможности ужесточения последствий признания банкротом для физических лиц, например, если у должника отсутствует имущество или сумма, полученная от его реализации, недостаточна для удовлетворения около 50% требований кредиторов. В такой ситуации задолженность юридически списывается, и гражданин не предпринимает никаких действий по восстановлению своей платежеспособности и погашению требований кредиторов.

Должнику необходимо осознать всю тяжесть последствий признания его банкротом и более ответственно подойти к планированию своего бюджета. С другой стороны, необходимо разработать меры по предупреждению банкротства, в том числе разработать механизмы досудебного урегулирования задолженности граждан. Вместе с тем, необходимо создать условия, при которых обе стороны банкротства будут заинтересованы в досудебном урегулировании. Разработанные меры, кроме того, должны быть направлены на обеспечение интересов не только должников, но и кредиторов, чьи требования в настоящее время не погашаются. Для оптимизации процедур банкротства физических лиц в России могут быть использованы преимущества рассмотренных моделей регулирования банкротства в зарубежных странах. Если требуется выполнить процедуру банкротства с минимальными потерями времени и денежных средств в России, рекомендуется обращаться за квалифицированной помощью к опытным юристам, которые помогут разработать стратегию и план проведения процедуры несостоятельности физлица или юрлица.