Содержание
Арбитражный управляющий — банкротство
Важнейшей фигурой в процедуре несостоятельности любой коммерческой и производственной компании или конкретного гражданина является арбитражный управляющий, осуществляющий банкротство. Он назначается арбитражным судом, находящимся по адресу должника. Суд не может назначить любого человека на эту должность, согласно Федерального Закона № 127 – 2002 г. он выбирает его из числа кандидатов представленных саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих (СРО АУ).
Количество таких СРО АУ в конце 20017 года насчитывалось более пятидесяти, а число их членов превысило 10000 человек. Внушительная цифра. Это говорит о востребованности профессии антикризисного менеджера. Почему арбитражный управляющий может называться антикризисным управленцем? Прежде всего, потому, что государство и работники любой фирмы, предприятия заинтересованы в сохранении деятельности этого проекта, как источника получения своих доходов.
Роль государства в банкротстве
Государство это очень серьёзный игрок на этом участке правового поля, а работники это крайне чувствительная социальная сфера, которая тоже внимательно отслеживается властями. Влияние государства выражается в законодательной сфере и через свой представительный орган, который назначается правительством. Сейчас это Федеральная налоговая служба (ФНС). Она участвует в заседаниях суда в качестве третьей стороны, но может и сама инициировать процесс банкротства. Происходит это:
- при безвестной пропаже должника в течение трех месяцев;
- в том числе, выразившейся в виде отсутствия поступлений налогов и сборов, штрафов и пеней;
- превышение всего лимита задолженности в 300000 рублей от организации или 500000 от гражданина.
По этим основаниям могут подать в суд сам должник или его кредиторы. Понятно, что заявлять о своем отсутствии сам человек не может, это нонсенс. Но три месяца неплатежей и превышенный лимит долгов это уже повод для обращения в судебные инстанции.
Если собственник предприятия не заявляет сразу о своем безусловном желании прекратить любую свою финансовую деятельность в ликвидируемом проекте. А это уже упрощенное производство, при котором административный управляющий (Конкурсный управляющий) выступает только в роли ликвидатора. То есть государство, работники, инвесторы, да и часто сам должник заинтересованы в сохранении компании, выводе её из кризиса. Поэтому арбитражного управляющего часто называют — антикризисный менеджер.
Антикризисный менеджмент
Важнейшей задачей управленца на первых этапах процесса несостоятельности является финансовая реабилитация деятельности компании или человека. Достигается это через объединение всех участников процедуры банкротства на достижение этой цели. В этом случае деятельность конкурсного управляющего можно представить в виде дирижера, управляющего коллективом музыкантов. Только в роли музыкантов будут сам задолжавший, его работники, инвесторы и ФНС. А любому режиссеру необходимо видеть всё произведение целиком и знать пути, которые виртуозно выведут к благополучному финалу всей симфонии. А это уже опыт и, несомненно, талант человека с волшебной регулирующей палочкой.
Не всякому это по плечу, из десяти тысяч. Тем более, что стандарты профессии и критерии оценки деятельности конкурсного управляющего до сих пор не разработаны. Это приводит к таким эксцессам, как покупка конкурсного управляющего на деньги банкротящегося юридического лица билетов лотереи «Русское лото» на сумму 10000 рублей (реальный случай) в надежде на выигрыш…
Выполнить свою объединяющую функцию конкурсного управляющего может через:
- Заключение мирового соглашения между инвесторами и должником и тем самым прекратить процесс банкротства.
- Созыв собрания или комитета кредиторов и представление им четкого плана по выходу из кризиса и утверждение его.
- Через ходатайство в суд ограничить сроки выплат долгов перед местным и федеральным бюджетом, путем реструктуризации. Для чего важно согласование графика погашения с ФНС.
- Привлечение дополнительных специалистов, прежде всего экономической направленности, на решение поставленной цели оздоровления.
Назначение конкурсного управляющего
Закон не регулирует такой показатель как успешность конкурсного управляющего на руководящих и контролирующих постах. В списках кандидатов предоставляемых суду СРО АУ в лучшем случае будут только биографические данные, без указания того к каким результатам привело его руководство. Об этом должны позаботиться заинтересованные стороны процесса. Например, ходатайствуя в суде о направлении в СРО АУ расширенного запроса с указанием эффективности каждого кандидата. Не стоит забывать, что инвесторы могут предоставлять уже конкретную кандидатуру из членов СРО АУ, уже зарекомендовавшую себя на этом поле и уже спасшего других должников.
Стороны могут и сами искать конкретных успешных кандидатов, резюме самых грамотных антикризисных специалистов можно легко найти в сети интернет. Стоимость оплаты услуг такого менеджера может быть достаточно высока, она оплачивается за счет средств стороны дебитора и кредитора, если у первого не хватит средств.
Важно помнить! Грамотный специалист в антикризисе способен оценить состояние бизнеса, и наметить пути выхода в положительный платежный баланс за достаточно короткое время. Он сам сможет определить это время, включая налаживание новых связей и производственных цепочек. На это время и стоит заключать с ним предварительный договор об услугах. Но окончательное решение об утверждении кандидатуры конкурсного управляющего принимает только суд.
Обратите внимание! На следующие моменты:
- Имеет ли этот человек высшее специализированное образование (экономическое, юридическое или антикризисное).
- Стаж работы на руководящих должностях, от 1 года.
- Является ли он членом СРО АУ. Во многом это снимает многие вопросы, они сами отследят, чтобы все было в порядке.
- Сдал ли он теоретический экзамен комиссии Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и своего учебного заведения на присвоение ему квалификации конкурсного управляющего.
- Отсутствие судимости и дисквалификации по административным делам.
- Отсутствие родственных связей с любой их заинтересованных сторон дела.
- Страхование ответственности, за возможный ущерб своей деятельностью на посту управляющего, путем заключения договора со СРО АУ. Обычно, на 50 тысяч рублей.
- В отдельных случаях необходим допуск с государственной тайне Российской федерации.
Если один из пунктов этого списка, не соответствует этим требованиям закона о несостоятельности, то привлечение такого специалиста возможно только вне рамок судебного процесса. А сам судебный процесс дает немало возможностей, по ограничению платежей, например. Тут придется инвесторам и рискованным собственникам выбирать, что для них важнее.
Конкурсный управляющий в банкротстве
Созидательная деятельность конкурсного управляющего заканчивается с назначением судом процедуры Конкурсного управления, направленного на ликвидацию предприятия. Здесь нужен скорее сыщик, а не управленец, чтобы найти все скрытые активы. Даже такие, если они представлены в криптовалюте, прецеденты уже были. Только такой человек способен найти и аккумулировать всё, что полностью или частично удовлетворит кредиторов.
Необходимо помнить! Что сменить арбитражного управляющего можно на каждом этапе процедуры банкротства, даже внутри этапа:
- По ходатайству собрания (комитета) кредиторов.
- При обращении СРО АУ в связи с выявленными нарушениями в деятельности.
- При нанесении ущерба должнику и его аргументированному заявлению в суд.
- При не соблюдении графика выплат, возможно от ФНС или инвесторов, рабочих и служащих, не получающих зарплату.
- Иным аргументированным причинам.
Вывод! Вне зависимости от того кого будут искать стороны — созидателя или сыщика, критически важна личность самого кандидата на должность конкурсного управляющего. Собрание всех возможных и невозможных (неформальных) данных о нем, изучение их… Только тогда возможно предложение кандидатур суду или опротестование их. В этом заключается главный секрет возврата денег всех сторон и вывода любого бизнеса к финансовой успешности.