Содержание
С кризисом может столкнуться любая организация. Возникновение проблем не зависит от размера, типа управления и статуса предприятия.
Ошибки начальства, корректировки на руководящих постах, некомпетентность персонала, отсутствие стабильности на рынке или в государстве — эти и другие факторы способны привести к краху компании. От столкновения с вышеуказанными препятствиями не застрахованы ни мелкие ИП, ни солидные корпорации, которые за несколько десятилетий многократно одерживали победы.
Чем ближе компания оказывается к провалу, тем реальнее становится возможность судебного разбирательства. В тот момент, когда верители проявляют заинтересованность в приостановке деятельности организации вследствие ее неплатежеспособности, юридическим лицам и предпринимателям, столкнувшимся с угрозой банкротства, не стоит преждевременно хоронить свое дело. Своевременное обращение к мерам по предупреждению банкротства может повлиять на сохранение бизнеса.
Оценка рисков
Манипуляции, способствующие предотвращению банкротства, должны осуществляться до начала судебного разбирательства. Иначе возникает риск лишиться активов и подпортить репутацию.
Не все предприниматели в силах определить критический рубеж, переступив который компания сталкивается с неминуемым банкротством. Обнаружение грядущей несостоятельности проходит индивидуально, то бишь каждый случай, связанный с вычислением «точки невозврата», рассматривается отдельно.
Не каждой организации доводится иметь в штате экономиста. В тех случаях, когда компания лишена специалиста, в обязанности которого входит отслеживание дел, руководству приходится самостоятельно выявлять риски неплатежеспособности: в подобных ситуациях бизнесмены полагаются или на диагностические методы финансового управления, или на сигналы, предшествующие процедуре банкротства. К последним относятся:
- несовременность в отношении выплаты зарплаты или погашения кредита;
- медлительность в плане принятия решений;
- чрезмерная трата времени на стандартные бизнес-процессы;
- частое несовпадение реальности с ожиданием (сделки проходят не так, как было запланировано).
Избавление организации от неплатежеспособности
Трудности, характеризующиеся недовольством кредиторов, не являются свидетельством того, что жизнедеятельности организации вскоре наступит конец. Даже катастрофичное положение дел не исключает возможность компании избавиться от финансовой несостоятельности.
Способы выхода из банкротства:
- Добиваться сговорчивости верителя. Мировое соглашение поможет кредитору получить часть или полный объем дебиторской задолженности с задержкой, в то время как судебное разбирательство в силах привести к тому, что он и вовсе лишится причитающихся выплат (по решению суда он может оказаться в третьей очередности). Убедив индивида, предоставившего определенную сумму денег взаймы, не развязывать войну, дебитор обретает шанс сохранить бизнес.
- Не тянуть с заявлением. В том случае, если веритель опережает должника с подачей заявления на банкротство, последний лишается и времени на подготовку, и некоторых сделок, от результативности которых зависит благополучие его организации.
- Опасаться выездной проверки. Банкротов налоговые службы не проверяют, а вот предпринимателей и юридических лиц, не имеющих кредиторской задолженности, но сообщающих о ликвидации организации, нередко подвергают рассмотрению. Компания может столкнуться с трудностями в том случае, если проверяющие обнаружат у нее долги.
- Обеспечивать защиту сделок. Дебитору следует провести внутренний аудит до того, как разместить уведомление о намерении подать на банкротство. Грамотный анализ деятельности организации поможет сократить риск расторжения сделок. Как правило, целью конкурсного проверяющего является ликвидация договоров, заключенных за последние три года. Руководство компании должно подготовить неопровержимые доводы и дополнительные документы, которые станут доказательством того, что все сделки проводились на законном основании. Убедительность материалов позволит не только сохранить активы, но и убедить арбитражного судью в непреднамеренности банкротства.
- Проводить финансовое оздоровление. Внешнее управление — это легальная возможность перевести часть активов верителю в счет погашения долговых обязательств. Работа внешнего управляющего характеризуется введением моратория на требования других кредиторов и приостановкой начисления процентов по долгам компании.
- Осуществлять замещение активов. Замена собственного имущества акциями нового АО позволяет юридическому лицу или предпринимателю удерживать бизнес на плаву: активы распродаются на открытых торгах с целью удовлетворения требований верителей, что, в свою очередь, дарует организации-должнику возможность продолжать функционировать в качестве нового акционерного общества.
Стратегии по предотвращению неплатежеспособности
Обладатели крупного бизнеса имеют свои схемы поведения при угрозе несостоятельности. В момент возникновения риска неплатежеспособности одни фирмы импровизируют, а другие — прибегают к использованию стратегий по предупреждению банкротства.
Стратегии, помогающие предотвратить несостоятельность:
- Экстраполирование. При применении данного метода учитываются внешние и внутренние факторы, оказывающие воздействие на благосостояние компании. Стратегия «экстраполирование» позволяет осуществить краткосрочный прогноз (подобный шаг отмечает влияние мирового финансового рынка на бизнес).
- Мнение экспертов. Как правило, данный метод используют крупные предприятия. Прибегнув к услугам независимых специалистов в разных сферах деятельности, руководители организаций получают рекомендации по выходу из финансового кризиса.
- Моделирование. Стратегия подразумевает использование автоматизированного анализа. Благодаря моделированию появляется возможность установить, как руководить организацией при катастрофичном положении дел.
Меры по предупреждению краха организации
Закон о несостоятельности (банкротстве) не описывает действия, необходимые для предотвращения развала компании. В статьях ФЗ № 127 содержится информация лишь о комплексе мероприятий по улучшению финансового положения предприятия до начала судебного разбирательства. Юридическому лицу или предпринимателю приходится собственноручно выбирать меры, которые способствуют сохранению дела.
Вопреки тому, что от законодательства нельзя получить инструкцию по предупреждению разрушения бизнеса, узнать от специалистов, какие мероприятия следует осуществлять для удержания предприятия на плаву, все-таки можно.
Меры, позволяющие сохранить бизнес:
- Управление задолженностями. Если имеется возможность, предприятие должно не затягивать с погашением краткосрочных кредитов и удовлетворением требований поставщиков. В данном случае важно учитывать сроки платежей, т. к. это предотвращает возникновение штрафных санкций.
- Отслеживание действий дебиторов. Отсутствие планомерности в работе с должниками способствует возникновению неблагоприятных последствий. От возврата дебиторской задолженности напрямую зависит благополучие компании.
- Оптимизация деятельности предприятия. В случае необходимости юридические лица и граждане, обладающие статусом ИП, прибегают к экономии средств (закрытие филиалов, сокращение штата, отказ от сервиса и т. д.). Несмотря на то, что вышеуказанная мера характеризуется дискомфортом, чаще всего она позволяет организации уцелеть в период кризиса.
- Определение финансовой устойчивости фирмы. Бизнесмен или директор проводит анализ активов, а затем устанавливает, какой из них является балластом. В некоторых случаях продажа «лишнего груза» помогает избавиться от негативных последствий.
- Взятие кредита. Не все финансовые службы работают с юридическими лицами или предпринимателями, находящимися в затруднительном положении, по стандартным условиям. Одни банки отказывают нестабильным компаниям в займе, другие — увеличивают для них процентную ставку. Несмотря на то, что кредит может усугубить ситуацию фирмы, некоторые бизнесмены решаются сотрудничать с банковскими учреждениями или даже с конторами, которые заключают договоры на крайне невыгодных условиях. При грамотном использовании кредит в силах трансформироваться в спасательный круг.
- Поиск инвестора. Инвестор способствует выходу компании из банкротства. Отчисление процента от продаж служит платой за содействие вышеуказанного лица.
Для реализации мероприятий по улучшению финансового положения компании нередко нанимаются антикризисные менеджеры. Специалист, осуществляющий руководство в конкретный период времени, занимается поиском дополнительных источников финансирования, а также сохранением экономической эффективности и положительной репутации организации.